«Иду в галерею. Надо закончить работу, оформить кое-что, сделать экспозицию. Через четыре дня – новая выставка. В паре с моим коллегой-живописцем Александром Захарченко. Неожиданно приходит в голову, что почти все мои персональные выставки приходятся на конец года. Прошлая, в Волгограде, в конце декабря открывалась. За год до нее во Франции, в Дижоне, – в конце ноября. Что это – желание подвести итог, либо декабрьский мой день рождения выступает в роли манка, праздника требует?»
Предлагаем вниманию читателей монолог художницы Елены ОРЛОВОЙ.
Выставка. Время собирания камней. Возможность показать близким свое нарисованное, придуманное, в снах увиденное. Близким, потому что, делая выставку, о них думаешь: как воспримут? Что скажут? Все, что недосказано в жизни, хочется сказать рисунками. Стихами. Попытка диалога...
Расставила то, что успела дописать и оформить, по стенам. Работы, вышедшие за пределы личного пространства, воспринимаются иначе. Как бы со стороны, другими глазами.
Натюрморты. Очень люблю цветы. Трепетные, живые, яркие. Так интересно пытаться передать их трепет, беззащитность и вызывающую парадность линией, цветом. Кажется, именно цветы подвигли меня к «изобретению велосипеда» – этой околопуантелистической манере письма, не слишком принятой в акварели. Хочется разложить локальный цвет на составляющие, хотя какой же у цветов может быть локальный цвет?
Так, иллюстрации на этой выставке показывать не буду. Оставим на будущее. А вот эскизы декораций и костюмов – обязательно. За три последних года в моей жизни появился театр. Сначала он явился на мою выставку в лице красивого, талантливого и сумасшедшего в своей любви и преданности театру директора Волгоградского ТЮЗа, заслуженного артиста РФ Альберта Авходеева. Потом материализовался телефонным звонком: «Лена, а давай мы с тобой Мак-Донаха сделаем. Я поставлю, ты оформишь». И я поняла, что пропала. Театр, как прекрасная песня русалки, манил, затягивал. Было трудно, но интересно.
Эскиз оформления спектакля "Билли" по пьесе Мартина МакДонаха "Калека с острова Инишмаан"
Мы придумали живую воду – бассейн с водой и настоящей лодкой. Иллюзию острова поддерживала и вода на экране. Помню, как-то за полгода до премьеры меня разбудил ночной звонок: «Лена! Все неправильно, у ирландцев другие шапки!» Так хотелось спать. Даже знобило от усталости, а я лежала и улыбалась.
Никогда не забыть ощущения ликования на той, первой, премьере «Билли» по пьесе «Калека с острова Инишмаан». В зале, когда, замирая, следила за действием. На сцене, куда вместе с артистами и режиссером вышла на поклон. За кулисами, где каждое мгновение звучало: «С премьерой!» Ощущение единения, когда все часть тебя – артисты, монтажеры, осветители, зрители. Вернее, ты – часть этого большого и прекрасного дива. Через год была вторая премьера – «Романтики» Ростана. Спасибо тебе, театр.
Забавно. Вдруг подумала, что все важное в моей жизни – как бы случайно, как бы не мое. Сначала студия. Я вернулась в Волгоград после окончания Львовского полиграфа, в мечтах и планах видя себя исключительно графиком, иллюстратором. Рисовала сказки, увлеклась линогравюрой, и вдруг неожиданно на собрании в союзе художников мне предложили преподавать в клубе художников-любителей и создать детскую студию, дабы сохранить помещения и для того, и для другого. «Что вы, что вы! – ответила я. – Я же не знаю, как учат рисовать». Но никогда не говори «никогда». Я все-таки пришла посмотреть. Понравилось. Согласилась. Через год стали приходить награды. Гран-При в Москве и золото в Токио, а еще Дели, Хельсинки. Сейчас у моих учеников более пятидесяти только золотых и серебряных медалей, выставки по всему миру.
Но так стало жалко замечательных детских рисунков – смелых, непосредственных, спонтанных, что мы решили создать в Волгограде детскую галерею. Когда я впервые пришла с этой идеей к отцам города и области, столкнулась с недоумением: «Что, детскую мазню вешать на стены?» В 2010 году галерея отметит двадцатилетие. Правда, пришлось вместе с министерскими работниками разрабатывать структуру и штатное расписание: аналогов в России не было. Здорово, что сейчас мы не одни. И рисунки детские на стенах смотрятся потрясающе. Даже шедевры встречаются.
Потом в моей жизни появились студенты. Из Волгоградского государственного института искусств и культуры, где я заведую кафедрой декоративно-прикладного искусства, из Института художественного образования Волгоградского педуниверситета, где в качестве половины профессора преподаю живопись.
Мы рисуем, общаемся, учимся видеть и думать. Любить графику, которая лаконична, остра, разумна. В ней обязателен стиль и возможно эстетство. Любить живопись, потому что она и есть сама любовь. Как поэзия. Да, еще три года назад в мою жизнь пришли стихи. Именно пришли. Они поселились во мне, выливались из меня. Я даже под подушкой долго держала тетрадку и ручку. Потому что часто просыпалась от этих строк.
Суп гороховый на плите
Мягко пышет своим жаром.
Мы все близкие во Христе
В этом доме большом, старом.
Теплой комнаты тусклый свет,
За стеной у меня смеются,
И на ворох былых газет
Я сметаю осколки блюдца.
Я на счастье их бью об пол,
Только где оно, это счастье?...
Город проснулся. За окном становится оживленно. Пора открывать двери галереи для посетителей. Выставка. Очередной этап. Очередной итог.
Конец осени. Время собирать камни. Здорово, что все это у меня есть: мои картины, мои стихи, моя галерея, мои близкие, мои друзья. Мои ученики, мои выставки. И любовь. Уверена, главное в жизни – любовь.
Елена Орлова,
директор Волгоградской областной детской художественной галереи, заслуженный работник культуры РФ
Елена Орлова – выпускница Львовского полиграфического института им. Ивана Федорова, художник-график.
Член Союза художников России, член международной Ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО.
Участник международных, всероссийских, региональных, областных художественных выставок. Автор персональных выставок в Бельгии (Льеж), Франции (Дижон), Волгограде.
Принимает активное участие в иллюстрировании детского журнала «Простокваша». В качестве сценографа оформила два спектакля в Волгоградском театре юного зрителя: «Билли» по пьесе Мартина Мак-Донаха «Калека с острова Инишмаан» и «Романтики» по одноименной пьесе Эдмона Ростана.
Работы можно найти на сайте http://www.lenaorlova.ru/
Елена Орлова
***
Я беру свой черный карандаш
И рисую белую метель,
Старый город – новая гуашь,
А мои надежды – акварель.
Яркая берлинская лазурь –
Небо у тебя над головой.
Капля умбры – для душевных бурь
И ультрамарин – для нас с тобой.
На палитре – алое пятно,
Мастихином – линия судьбы,
Тонкой ручкой – то, что суждено,
Белый, черный – если да кабы.
Мне бы рисовать твои глаза –
Охра желтая и акварельный марс.
Только не пойму, ну, кто сказал,
Что ультрамарин один для нас?
Смытый профиль – растеклась вода.
Кадмий и краплак – слиянье губ.
Краски, что кончаются всегда
В оболочке вымученных туб.
Ничего, пройдет, лицо не хмурь!
Я искать отправлюсь в магазин
Охру желтую, берлинскую лазурь
И для нас с тобой – ультрамарин.
***
Рисую тебя,
Но это не ты.
И в ярости я
Срываю листы.
Простой карандаш –
Противник в борьбе,
Разбита гуашь
Как вызов судьбе.
Ну, как передать
Движенье руки?!
Рисую опять –
И рвутся листки.
Под слоем акрила
Чужие черты.
Я все изучила,
Но это не ты!
В бессилье, бледнея,
Бумагу порвать!
Совсем не умею
Тебя рисовать!
***
Жизнь идет по своим признакам:
Наступает зима снежная.
Остаются ночным призраком
Мои руки, такие нежные.
Я живу, как пишу начерно,
Не причесаны мои волосы.
Предначертаны, предназначены
Только серо-черные полосы.
Разменяю слова сложные
Все до мелочи, без остатка я.
Нецелованы, неухожены
Мои губы, такие сладкие.
Студенческий Меридиан, 2010 № 1
|
"Ирисы", бумага, акварель |
"Маковые коробочки", бумага, акварель |
"Пионы", бумага, акварель |