Елена Орлова
сайт художника
акварель
живопись
графика
иллюстрации
театр
поэзия

ЖИВОЙ МУЗЕЙ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИЛИ ДЕЛО ЖИЗНИ ОСНОВАТЕЛЯ И БЕССМЕННОГО ДИРЕКТОРА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ ЕЛЕНЫ ОРЛОВОЙ - МНОГОЛЕТНЯЯ ПОВСЕДНЕВНАЯ РАБОТА С ЮНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ НЕБОЛЬШОГО КОЛЛЕКТИВА. ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА УЖЕ ПОЧТИ НЕ ВСПОМИНАЕТ О ТЕХ ТРУДНОСТЯХ, С КОТОРЫМИ СТОЛКНУЛАСЬ ПРИ СОЗДАНИИ ПЕРВОГО В РОССИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ. О ТОМ, КАКУЮ ГОРУ ПРИШЛОСЬ ЕЙ СВЕРНУТЬ С КОЛЛЕКТИВОМ ДРУЗЕЙ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ И КОЛЛЕГ, ГОВОРИТ ХОТЯ БЫ ОДИН ФАКТ - ПУТЬ СОЗДАНИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО МУЗЕЯ ДЛИЛСЯ ПОЧТИ 10 (!) ЛЕТ! «ЭПОПЕЯ СЕМИДЕСЯТЫХ» - ТАК ВСПОМИНАЮТСЯ ТЕ ГОДЫ.

Сегодня музей или детскую художественную галерею знают, без преувеличения, во всем мире. По инициативе областной детской художественной галереи проводился международный конкурсный фестиваль «Все вместе в 21 век» по темам: «Государства века», «Дорога к храму», «Изобретения века», «Великие люди века» и т.д.

Здесь проходили международные конференции по проблемам художественного творчества, реализован не один международный проект... За последние 10 лет вос¬питанники студии становились лауреатами и призерами международных конкурсов в Японии, Франции, США, Германии, Китае, Индии, Македонии, Чехии, Дании... Выставки работ проходили во Франции, Бельгии, Финляндии.

За многолетнюю историю накоплен колоссальный опыт, создана не одна сотня экспозиций, в самом музее хранится и экспонируется двадцать две тысячи детских работ из 36 стран мира.

Статистика и перечисление созданного очень значимы. Но если соотносить все созданное с творчеством детей, то, безусловно, можно говорить - в городе Волгограде работает уникальное предприятие культуры. Интересно, что Елена Владимировна не ставит целью воспитывать будущих художников.

- Художественное творчество - это тренировка чувств, - так определяет Елена Владимировна творчество и обычную каждодневную работу в школе живописи. Очень много талантливых юных художников, которым хочется быть признанными, много тех, кто просто хочет научиться рисовать. К нам приводят детей, начиная с трехлетнего возраста, и все их работы уникальны.

- Как родилась идея создания музея и детской художественной галереи?

- Еще в далеком детстве однажды я неожиданно для себя стала победителем конкурса детских рисунков. И, видимо, с тех пор вопрос, куда деваются после подведения итогов детские произведения, жил в моей душе. А когда я уже стала художником, «детский вопрос» прорвался.

Идея создать музей детского творчества пришла сама собой. И мы с мужем начали ее реализовывать. Чего это стоило - не описать, ведь на это ушло почти десять лет. Тогда это был первый в мире и, конечно, в России детский музей. Сегодня за содействие и помощь могу поблагодарить тогдашний обком партии, отдельно - Галину Ильиничну Хорошеву, Светлану Ивановну Мишаткину. Многим мы обязаны Ивану Петровичу Шабунину.

Сегодня галерея и музей, можно сказать, единое целое. Здесь обучается несколько групп детей, есть преподавание языка и других дисциплин. Фактически наше заведение - это художественная школа.

- Как Вы создавали музей и пополняете его фонды?

- Мы ездим на международные выставки, изучаем каталоги - отбираем работы. Наш музей знают во всем мире и поэтому присылают детские работы по нашим заказам. На определенную тему, приуроченные к каким-то событиям или конкретные работы детей, имена которых нам стали известны.

За время нашей активной деятельности мы сами издали несколько каталогов и сборников детских работ. Есть каталог, выпущенный к пятнадцатилетию галереи, несколько сборников посвящены годовщине победы в Сталинградской битве, есть сборник рисунков наших воспитанников по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Работы детей часто служат хорошими иллюстрациями для книг. Например, к сборнику сказок Шарля Перро иллюстрации полностью делали наши дети...


УСПЕШНОЙ РАБОТЕ ГАЛЕРЕИ СПОСОБСТВУЕТ ПОЛИ¬ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО МУЗЕЯ, В КОТОРОМ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ ЭКСПОЗИЦИИ, СОБИРАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЛУЧШИХ ОБРАЗЦОВ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

- Вы могли бы по детским работам определить, например, национальность автора...

- Самое интересное, что по детским рисункам видна и культура народа, а не только возраст автора. В обобщенном виде по рисункам можно определить генотип. Детское сознание свободно от предрассудков и догм, не зависит от политики, оно живет чувствами, а потому отражает на холсте или бумаге то, что хранит его генетическая память, что просится из анналов подсознания. Например,
в работах французских детей «читается» импрессионизм, именно у них наблюдается склонность к этому направлению, близки по творчеству армянские дети - сочетание ярких красок, буквально буйство цветов наблюдается именно в их работах; совсем другое - американцы - живопись без основ, очень простая во всех отношениях, у китайцев всегда очень точная живопись - линии, краски в соответствии с канонами национальной живописи, но работы очень похожи между собой, индивидуальность автора отсутствует...

- Время отражается в работах?

- Да. Например, в 90-е годы детей сюда приводили, чтобы просто занять свободное время, и тогда не было такого засилья видео- и кинопроката - образы создавались благодаря фантазии, творческому воображению детей. Сегодня очень сильно влияние киноиндустрии, различных «искусственных героев», и поэтому непосредственность ребен¬ка агрессивно подавляется, пережи¬вания, чувства остаются глубоко, не находя «протоков» для реализации.


Журнал "ГАЛЕРЕЯ здоровья и красоты, февраль 2008 г."

 

В ДЕКОРЕ, ИНТЕРЬЕРЕ, АРХИТЕКТУРЕ ПОМЕЩЕНИИ МУЗЕЯ-ГАЛЕРЕИ ОТРАЖЕНА СУТЬ КОНЦЕПЦИИ - СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ВКУСА, РЕАЛИЗАЦИИ ТАЛАНТА И СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ВСЕХ, КТО, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ЕЕ РАБОТЕ И РАЗВИТИЮ.
ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА - БАБОЧКИ - СИМВОЛИЗИРУЮТ ХРУПКОСТЬ ДЕТСКОГО СОСТОЯНИЯ ТВОРЧЕС¬ТВА, ТРЕПЕТНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ. ЧУВСТВА РЕБЕНКА, ОТРАЖЕННЫЕ НА ХОЛСТЕ, КАК ВЗМАХ КРЫЛЬЕВ БАБОЧКИ, КАК ЕЕ КОРОТКИЙ ПОЛЕТ, - И НАСТОЯЩИЕ, И ТРУДНОУЛОВИМЫЕ, И НЕДОЛГИЕ...
УСПЕШНОЙ РАБОТЕ ГАЛЕРЕИ СПОСОБСТВУЕТ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО МУЗЕЯ, В КОТОРОМ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ ЭКСПОЗИЦИИ, СОБИРАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЛУЧШИХ ОБРАЗЦОВ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
КАРТИНЫ ДЕТЕЙ ГОВОРЯТ ОБ ИХ ТРЕПЕТНЫХ ЧУВСТВАХ К ОБЪЕКТУ ТВОРЧЕСТВА - БУДЬ ТО САМЫЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ, СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ ИЛИ ЛЮБИМЫЕ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ.

 

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА УБЕЖДЕНА - НЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ. ПРОСТО ОНИ «ПЕРЕРАСТАЮТ» СВОЙ ТАЛАНТ, КОТОРЫЙ ТАК И НЕ СМОГЛИ РАСКРЫТЬ ВЗРОСЛЫЕ.
Rambler's Top100